Что можно проверить или починить в машине самостоятельно, не обладая навыками автомеханика? За границей существует термин «механик выходного дня» — человек (как правило, гуманитарий), которому нравится ухаживать за своим автомобилем. И действительно, зачем ехать в автосервис для минимального обслуживания, и устранения небольших поломок? Те, кто в дороге могут поменять прогоревший поршень, или в гараже выставить пятно контакта шестерен редуктора по краске — могут смело выключать компьютер. Но если вы врач, преподаватель, экономист или обычный продавец, и решили на даче заняться своим автомобилем — эта статья принесет вам пользу. Ухаживаем за авто снаружи Для начала припаркуемся на ровной площадке в тени, вымоем автомобиль, отполируем кузов, и наведём порядок в салоне. • Вытащим коврики на улицу, просушим салон и багажник. • Удалим ненужные наклейки и наклеим необходимые. • Проверим давление в шинах. Попутно проверим крепление грязезащитных фартуков — «брызговиков». • Если установлен фаркоп — проверим крышку розетки и чистоту контактов, смажем шар «Литолом», чтобы не ржавел, и закроем колпачком. • Откроем багажник, почистим периметр уплотнения от листьев. Проверим целостность трубки, идущей в крышку багажника. Работы под капотом • Уберём мусор из-под уплотнителей, прочистим дренажные отверстия. • Убедимся в отсутствии потёков масла на двигателе, антифриза на радиаторе, электролита на аккумуляторе (если его видно). • Сметём пыль, протрём влажной тряпкой доступные поверхности. Мыть подкапотное пространство не следует. Проверяем уровни технических жидкостей После внешнего осмотра убедимся в наличии масла, антифриза, «тормозухи». • Наполним стеклоомыватель чистой водой, «мухомоем», или «незамерзайкой». • В расширительный бачок системы охлаждения при необходимости доливаем дистиллированную воду (не выше отметки «MAX») или подходящий антифриз. • Тормозная жидкость может находиться на уровне, близком к MIN, если подходит срок замены колодок. В этом случае доливка не требуется — жидкость перетекла в тормозные цилиндры. • Проверим количество масла в моторе — достанем масляный щуп (перед этим машина должна не менее 30 минут постоять на горизонтальной площадке с заглушенным мотором). Моторное масло доливаем, если след находится на метке «MIN» или ниже. Тестируем электрику Включите зажигание, попросите помощника посмотреть — работают ли: • фары ближнего и дальнего света, • передние «противотуманки», • указатели поворота, • габаритные огни, • стоп-сигналы, • фонари заднего хода, • задний противотуманный фонарь. При необходимости меняем перегоревшие лампы. Как узнать, какие нужны? Открываем инструкцию (там же узнаём технологию замены), и переписываем маркировку. Или вынимаем образец, и идём с ним в автозапчасти. Протестируем работу прикуривателей, щёток стеклоочистителя (по сухому стеклу желательно не включать), звукового сигнала. Что-то не работает? Достаем инструкцию, ищем предохранитель, отвечающий за неисправную цепь, и меняем его. Установка более мощного не допускается во избежание возгорания проводки. Перегорает повторно — обратимся в сервис. Подводим итог Теперь, когда мы проверили основные системы нашего автомобиля, и привели его в порядок — можем быть уверены, что «железный конь» нас не подведёт. Выходной прошел увлекательно, завтра на работу. И теперь вы, как заправский автомеханик выходного дня, запросто сможете поддержать беседу автомобилистов, дать дельный совет менее опытному коллеге. Всем удачи, исправных машин, и адекватных соседей по дорожному движению. Илья Илмарин